Да и вообще любое медицинское страхование.
Похоже, это понимают не все. Или не совсем все. Или не совсем понимают.
Есть некая "кубышка": фонд. Туда "скидывается" энное количество народа. В случае с ОМС каким-то процентом от зарплаты. За безработных и прочих иждивенцев "скидывается" государство из денег налогоплательщиков. В случае с ДМС фонд пополняют некоей ежемесячной фиксированной суммой как частные лица, так и предприятия.
Дальше вопрос как и на кого их тратить. Проблема в том, что болячки у всех разные. Могут быть получены разными путями. Ведут к различным последствиям. А самое главное, диагностика и лечение может выливаться в совершенно разные суммы. Тут, вроде, объяснять не надо.
И тут приходит откровение: всего на всех не хватит. Потому что всего мало, а всех много. Бабло-то в кубышке не безлимитное. Значит если его в какой-то момент перестаёт хватать, приходится решать: кого лечить, а кого на мороз выгнать. И, увы, это суровая правда жизни. Пытаться протестовать супротив данного факта — все равно что мочиться против ветра.
Так кто же и как решает кому жить, а кому умереть?
Ежели мы посмотрим в сторону загнивающего Запада, то там довольно распространённой практикой является расчёт суммы, потраченной на лечение пациента поделить на количество последующих после лечения лет качественной жизни. То есть не таких лет, когда он будет валяться прикованным к кровати овощем. А таких, когда он будет ходить и даже не под себя.
Как это делается в России? А никак. Точнее, так называемым "царским путём". Кто смог поднять нужные знакомства, связи, прошибить бюрократов, окзаться поближе к кормушке Москвабаду, кто смог как можно громче прокукарекать и всех задолбать — тот и получает одобрение на потенциально безлимитные расходы на своё лечение из кубышки ОМС. А остальные... ну ничего, не грустите, всяко бывает.
И тут как раз как никогда актуален становится вопрос: кого же всё-таки спасать и какой ценой. На деньги, требуемые для для полного излечения, скажем, от гепатита-C, можно наложить гипс для 500 человек. То есть, если мы условно спасём одного гепатитного, то остальные 500... нет, не умрут. Но будут ходить-хромать. И качество их жизни многократно ухудшится. Это и есть та цена, которое заплатит общество за чьё-то спасение.
Счастья много, всем и даром купить не получится. Всегда, к сожалению, приходится выбирать. Но иногда выбор делаешь ты сам. А иногда его делают за тебя. Причём люди не всегда компетентные / бескорыстные / беспристрастные. И вот именно последний факт конкретно меня печалит куда больше, чем просто сама необходимость выбирать как таковая.
Насчёт сегодняшней цены. Убиваются целые отрасли экономики. Уже фактически сдохли: индустрия оффлайн-развлечений, общепит, мелкие отельеры, туризм, мелкий/средний ритейл, бытовые услуги. Не сдохнут совсем, но стагнируют: авиаперевозки, железнодорожные перевозки. Куча народа потеряет работу. Сколько процентов ВВП потеряет Россия — ещё только предстоит узнать.
И самый главный вопрос — а кубышку-то в таких условиях чем прикажете наполнять? То есть, сколько-то спасённых сейчас — это сколько-то "хромых" потом. Ну да, ну да. "Убей свинью, спаси синицу". Вполне в духе современного общества.
P.S. И кстати, насчёт всё той же Италии. Sapienti sat.