Продолжение. Начало здесь.
Все, конечно же, уже давно догадались про какой именно биологический вид идёт речь. Так что время отбросить конспирацию и начать называть вещи своими именами.
В прошлом псто было очень много буков. Если сделать сухую выжимку из моих пространных размышлений, то на выходе останутся три самых важных тезиса.
- Борьба и конкуренция никуда не делись. Только они видоизменились. Была драка за выживание и кормовую базу, теперь рубилово идёт за социальный статус, место в иерархии и уровень жизни (поменьше работать, побольше иметь). Стало быть, эволюция продолжается.
- Главным преимуществом в такой борьбе было и осталось умение быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. Только раньше такой средой была природа, а теперь - социум. В социуме же физические показатели (сила, ловкость, плодовитость, скорость реакции) не решают вообще ничего. Имеет значение только интеллект. (Здесь и далее под интеллектом я понимаю не способность выполнять в уме преобразования Фурье, а навыки успешного решения повседневных жизненно-бытовых задач, включая налаживание эффективных социальных взаимодействий.)
- В вопросах регулирования поведения каждой отдельной особи и внутривидового взаимодействия инстинкты частично уступили своё место странной штуке под названием "мораль".
Если на данном этапе возражений по существу нет, тогда "едем дальше". Отмотаем по шкале времени немного назад и посмотрим что же происходило с социальными ролями на протяжении исторических перемен.
Пока еду собирали или ловили голыми или почти голыми руками, разделение оставалось на примитивном уровне: "добытчик - репродуктор - учитель".
Когда еду стали не собирать или ловить, а выращивать, роли распределились как "раб - охранник - выгодоприобретатель". Рабы кормили (и не только кормили) выгодоприобретателей, а охрана за некоторый процент от причитающегося выгодоприобретателем следила за сохранением такого положения вещей. Козырь же выгодоприобретателей заключался в том, что они умели грамотно мотивировать охрану на обслуживание своих интересов.
Потом стало ещё интереснее. Для получения большего удовольствия от жизни, а также повышения эффективности труда рабов и расширения возможностей охранников понадобились разные странные штуки и предметы, которые не так-то просто изготовить. В поле их не найдёшь и из моря не выловишь. И если заставить ближнего своего выполнять какую-то простую работу под страхом физической расправы очень легко, то вот наладить изготовление таких вот "высокотехнологичных" штуковин тем же путём весьма проблематично. Потому что талантливые умельцы, мать их, товар штучный и вообще редкий. Если одного из них убить или покалечить, то другого такого потом найдешь очень нескоро, если вообще найдешь. Так что примитивное насилие постепенно приходится заменять на уговоры и взаимовыгодное сотрудничество. Так появился рынок.
На этом рынке стали обменивать, а позже и покупать-продавать труд и его результаты. Параллельно с этим гоминиды ну совсем уж неприлично расплодились и расселились; мелкие группки и кланы объединились в большие формации по территориальному, моральному и коммуникативному признакам; функции охраны интересов выгодоприобретателей передали отдельной централизованной службе, которой также для успешного выполнения своих задач было выдано "высокотехнологичное" оружие, равно как и монополия на владение и применение оного. Так появилась армия и государство.
На данном этапе в структуру социальных ролей добавилась ещё одна - "умелец", он же "ремесленник", он же "высококвалифицированный специалист". Другими словами, это тот, кого невозможно было заставить работать простым насилием, и с интересами которого приходилось считаться охранникам и выгодоприобретателям. Но что же придало "умельцам" такие силы чтобы тягаться с "крутыми от мира сего"? Правильно, интеллект.
И ещё одна важная деталь. С приходом в жизнь рынка и государства практически отпала надобность в чисто физическом насилии над рабами. Появились куда более эффективные инструменты воздействия. Посудите сами. Народу много. Территорий, где можно комфортно жить, а также относительно легко и просто выращивать еду - мало. За право пользования такими территориями и высокотехнологичными инструментами для выращивания на них еды идёт жёсткая борьба. Принудительное вышвыривание одного отдельно взятого раба с такой территории приводит к тому, что этот раб с высокой вероятностью умрёт от голода, а его место займут другие. Монополией же на распределение территорий отныне обладает государство. Так что кнут и цепи постепенно были вытеснены чисто экономическими механизмами. Хоть суть осталась прежней, но давайте теперь для корректности заменим термин "раб" на термин "ГФСер". То есть тот, кто добывает себе еду и средства к существованию при помощи Грубой Физической Силы. Он же "неквалифицированный работник". Также заменим термин "охранник" на термин "силовик", а "выгодоприобретатель" - на "владелец".
Итого, на данном этапе мы имеем распределение социальных ролей в виде "владелец - силовик - ГФСер - умелец". И да, разделение между ролями весьма условно. Один и тот же представитель может быть отнесен одновременно к нескольким ролям. Или может иметь в той или иной степени признаки каждой из них. Владельцы и силовики координировали свои действия при помощи государства и законов, сообща благополучно доили ГФСеров и худо-бедно договаривались (торговали) с умельцами. Забавно, но именно последние (а точнее, результаты их труда) как раз и представляли основную ценность в обществе того времени. На втором месте считалось крутым обладание территориями (в квадратных километрах) и ГФСерами (в штуках).
Долго ли коротко, внезапно эту идиллию разрушил один мутный тип, который изобрёл паровую машину. Производительность труда умельцев неиллюзорно подскочила и улетела в небеса. ГФСеры по-прежнему нужны, но уже не в таком большом количестве. И чем дальше - тем потребность в них всё меньше и меньше. Стоимость низкоквалифицированного труда всё падает и падает. А сложность преобразователей энергии в нужные умельцам действия, то есть машин, всё растёт и растёт. Бодрым маршем зашагал технический прогресс. И тут выясняется, что можно производить одним махом очень много клёвых ништяков, которые потом можно задорого продать. А взамен поиметь много других ништяков и еды почти задаром. Казалось бы, сбылась мечта идиота: мало работать и много получать. Но увы, для этого нужно иметь очень сложные машины. Которые приходится строить не одному человеку, и даже не одному заводу. И для строительства приходится привлекать множество дорогих умельцев. Вот и получается, что вроде бы можно относительно легко заполучить сколь угодно много ресурсов, но только сперва для этого нужно обладать ещё большими ресурсами. Таким образом, основной ценностью в обществе стали средства производства.
Распределение ролей в обществе как таковое не поменялось. ГФСеры вкалывают за еду, владельцы меряются пиписьками аккумулируют в своей собственности всё больше и больше средств производства, умельцы за много-вкусной-еды и небольшое-количество-ништяков обеспечивают функционирование и работоспособность машин владельцев, силовики следят за сохранением текущего положения вещей, попутно охраняя нажитое владельцами от посягательств как эксплуатируемых ими ГФСеров, так и от силовиков соседних государств. Все при деле.
И где-то здесь, а может быть и сильно раньше, затрудняюсь назвать точный момент, выяснилась одна интересная деталь. Точнее даже две.
- Далеко не все гомосапиенсы обладают достаточно развитым интеллектом для того, чтобы угнаться за техническим прогрессом. То есть орудия труда становятся всё совершеннее и всё сложнее. Социум и взаимоотношения в нём становится всё запутаннее. В голове приходится держать всё больше информации, оперировать всё более сложными абстракциями. Появляются всё новые опасности для жизни и здоровья - техногенные угрозы. Продолжительность жизни увеличивается, медицина развивается, появляются новые методы диагностики, а вместе с ними и новые болезни. Окружающий мир и жизнь в нём стали, сцуки, очень сложными! Сильно, мучительно сложными!!!11 Причем, усложнили всё это сами же люди. А возможностей головного мозга именно вот этого конкретного отдельно взятого индивидума на переваривание и осмысление всего этого адового безобразия уже давно не хватает, что же делать, а-а-а-а-а-а-а!!!!!11
- Такой оравой гоминид управлять уже не просто сложно, а почти нереально. Когда каждый
дрочит как он хочетсам себе на уме и точно знает как нужно жить и ему самому, и другим, да ещё и хочет странного, то возглавить и построить всю эту толпу представляется почти неразрешимой задачей. Что же, блин, со всем этим делать?
И тут на помощь неожиданно приходит мораль. Та самая, которая в самом начале пути частично вытеснила инстинкты с роли управления поведением человека. Свод простых правил, которые легко усваиваются, обрабатываются и выполняются любым, даже самым примитивным и слабо развитым мозгом. Только нужно эту мораль очень грамотно формализовать, уверенно подпитать мощной верой, чтобы безболезненно принималась без доказательств и эффективно всем впарить через разветвлённую хорошо организованную сеть распространителей. Так появилась религия.
Продолжение следует.