klink0v (klink0v) wrote,
klink0v
klink0v

Гордость России

В пятницу 26го августа все новостные ленты были заполнены дифирамбами очередной новой супер-перспективной разработке "Негромаша" (он же "Некромаш", он же завод "Турбо-компрессор") под названием "детонационный ЖРД". Как всегда, "впервые в мире и в Европе", "мы лучшие" и всё в этом духе. Особенно много пафоса источала известная Russia Today. Вот пример одного из таких пресс-релизов.

А что имеем по факту? Группа энтузиастов в составе 9ти человек (вот их фотки, они весьма показательны) сделала и испытала proof-of-concept, не более того. Причём, я очень сильно удивлён тому, что им в принципе выделили деньги на строительство образца "в железе". Обычно они до конструкторского бюро не доходят, полностью оседая в планово-экономическом отделе и отделе ВЭД. Видимо, Стернин таки продавил проект своим авторитетом и упорством. За что ему респект и уважуха. Хороший дядька. Жалко только, старенький уже совсем (на фотографии он четвёртый справа). Впрочем, как и 95% всего остального состава КБ.

И я даже опущу вопросы типа "кому и зачем это нужно". Потому что в условиях рыночной экономики намного выгоднее построить и запустить 20 ракет из говна и палок, нежели одну супер-мощную и высокотехнологичную. Та же SpaceX имени Элона Маска ставит на своих Falcon-ах движки с открытой схемой, подобные тем, на которых ещё Гагарин летал. И насрать, что они керосин жрут как корова веники. Зато дешёво, сердито, относительно надёжно и технологично. Что, окислительная схема? Не, не слышали. Слишком дорого. Пусть савецкий союз народные бабки на неё тратит. А мы уж как-нибудь так.

В любом случае, путь от концепта до серии в текущих условиях займёт лет 20, не меньше. Если мне не изменяет память (поправьте если ошибаюсь), примерно столько времени прошло с момента изобретения окислительной схемы до первого серийного двигателя на её основе. И это при социализме, когда денег на космическую программу вообще не считали. А что сейчас?

Я сам закончил факультет МАИ, созданный в свое время приказом двух министерств специально в целях подготовки инженеров для космической отрасли. У нас вели занятия реальные производственники с реальным опытом работы в реальном КБ. Те самые "деды", которые и создали практически все имеющиеся на сегодняшний день отечественные ракетные двигатели своими руками и мозгами. В 80-ые годы он (факультет) выпускал в среднем по 60 специалистов, большинство из которых потом шли прямиком на "Энергомаш". На моём потоке (2005-й год) с горем пополам выпустилось 35, из которых по профилю остались работать хорошо если двое. Сегодня позвонил своему бывшему научному руководителю. Ближайший будущий выпуск — четверо, при том, что на первый курс набрали 12 человек. А через год не выпустят никого, ноль. Некого учить.

Да и некому. За то время, пока я проходил производственную практику и писал диплом, в отделе камер сгорания ЖРД умерли двое, ещё один спился. Преставился и читавший у нас лекции спец из общедвигательного отдела, некстати довольно молодой по заводским меркам. Из отдела турбонасосных агрегатов ушёл руководитель сектора, забрав с собой всех своих подичнённых. Говорил, что ему стало стыдно смотреть в глаза сотрудникам, выдавая им зарплату. Мой друган, который таки пошёл на завод после ВУЗа, проработал под руководством того самого Стернина весьма недолго: ловить там совершенно нечего. Года два что ли. Потом сам же Стернин пожалел парня и трудоустроил его в другую фирму, к своему знакомому. Что там творится сейчас, не знаю, давно не общался. Да и друзей-то у меня на Некромаше уже не осталось: все давно разбежались кто куда.

Был там (на Некромаше) очень клёвый конструкторский класс. Вот реально туда можно было экскурсии водить, там намного интереснее чем во всех этих музеях космонавтики вместе взятых. Одно время его даже вынесли за периметр завода, чтобы туда можно было легче попасть интересующимся и сочувствующим. Не, куда там, не успел, прозевал момент. Сейчас его опять упекли за тридцать три ограды, секретность, колючая проволока, пропускной режим, бездельники из первого отдела и всё вот это вот. Блин, какие там нафиг секреты в железках 40-летней давности, при том, что Энергомаш давно продал американцам всю не только конструкторскую, но и технологическую документацию на 180ые двигатели? Вашу ж мать...

Ну нет у нас космической отрасли. Нет. И теперь уже никогда не будет. Есть пока ещё чудом выживающие ошмётки советского союза, но это ненадолго. И Стернин со своими восемью "орлами", который не благодаря, а вопреки всему успешно прожёг перспективный прототип. Зато везде громко, пафосно, на каждом углу прокричали о том, что "В России состоялись испытания детонационного жидкостного ракетного двигателя нового поколения".

Тьфу, блин. Противно.

Tags: новости, рашка, технологии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments