klink0v (klink0v) wrote,
klink0v
klink0v

Маркетингово-экономическое

Чё-то меня слегка "пробило" на размышления экономической тематики. А конкретно, про себестоимость продукции.

Допустим, у нас есть завод, который выпускает булавки. Как посчитать себестоимость одной булавки? Вроде несложно. Прикидываем, сколько нужно километров стальной проволоки на одну партию. Вычисляем расход тепла-воды-электричества, нормо-часы работы персонала, аренду производственных площадей, амортизацию станков, операционные издержки, туды-сюды, пятое-десятое, умножаем на прoёбoчный коэффициент брака, получаем некую сумму. Делим эту сумму на количество булавок, получаем себестоимость одной штуки в пределах данной конкретной партии. Вроде как.

Но это хорошо, когда мы продаём что-то осязаемое. А если наша фирмочка является ОПСОСом или ISPом? Вроде как надо выкатывать клиентам счета в неких понятных единицах измерения. Ну там, минута разговора, мегабайт трафика, количество в штуках SMSок или ещё чего. А вот как посчитать пресловутую себестоимость одной единицы той или иной услуги?

Казалось бы, можно точно так же взять и просуммировать все расходы: аренда площадей под оборудование, заработная плата, потребление электричества, амортизация и трали-вали. А вот дальше надо это всё поделить на "количество услуг". И вот тут начинаются некие трудности.

Во-первых, одна и та же инфраструктура используется для оказания широкого спектра самых разнообразных услуг: передача голоса, видео, текстовых сообщений, произвольных данных. И не очень понятно как её поделить пропорционально соотношению различных предложений в портфеле.

Во-вторых, потребление услуг конченными конечными пользователями нелинейно зависит от их цены. Которая, в свою очередь, также зависит от себестоимости. И какую величину, срашивается, брать в качестве делителя?

В-третьих, качество также может быть разным. Можно обеспечивать удовлетворительную связь на нижней границе стабильности и пропускной способности, лишь бы абоненты не разбегались. А можно активно вкладываться в развитие сетей и проведение НИОКР. Соответственно, и издержки будут отличаться на порядки.

Понятно, что маркетологи есть суть жулики. Но вот всё-таки, ведь как-то они это всё считают? Как?

Tags: размышления, экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments