klink0v (klink0v) wrote,
klink0v
klink0v

Белка-стрелка-тройка

Вот и до нашего химкинского захолустья докатились "инновации", б***дь. Очередная транспортная карта. Называется "стрелка". Это что-то типа "тройки" и "подорожника". Только "стрелка".

В-общем, видал я все эти потуги нововведений известно где, и вертел на привычном месте. Причём, не один я. Но в конце мая областные власти решили, что стадо народ таки пора загонять в хлев светлое будущее. И подняли стоимость одной поездки по городу на наземном транспорте до 40 (сорока) рублей. Однако если расплачиваешься не наличкой, а пресловутой "стрелкой", то списывают по-старому: 28 (двадцать восемь) рублей. Да ещё и после 10 поездок какую-то небольшую скидку делают. Типа, мотивация, все дела.

И всё было бы ещё не так плохо, если бы не ряд чисто технологических отличий "Стрелки" от "Тройки" (и "Подорожника").

"Тройка" - карта оффлайновая. То есть информация о балансе, количестве поездок, и тому подобное хранится на самой карте. Когда пассажир прикладывает "Тройку" к валидатору, последний считывает её, списывает деньги либо поездки, записывает в свою память ID карты, а на саму карту - данные о времени прохода, ID валидатора и новый баланс. После того, как транспортное средство (автобус-троллейбус-трамвай) прибывает на конечную остановку либо в парк, данные из валидатора выгружаются на сервер с целью формирования отчётности, а с сервера в ответ поступают обновления для стоп-листов, в состав которых входят серийные номера выявленных поддельных проездных билетов, украденных/утерянных социальных карт, и т.д.

Таким образом, при условии наличия в транспортном средстве исправного валидатора, ничто не помешает осуществить техническую фиксацию факта совершения поездки. При этом, в каждом салоне, как правило, имеется не меньше двух валидаторов (возле головной и центральной дверей). Чтобы они вышли из строя одновременно, лично я ещё ни разу не видел. Также я ни разу не слышал о том, чтобы исправная "Тройка" без признаков механических повреждений где-то не сработала.

Что касается "Стрелки", то это карта полностью онлайновая. То есть на самой "Стрелке" имеется один только лишь индентификатор с криптоподписью, а все транзакции происходят где-то далеко, на сервере оператора платёжной системы. На саму "Стрелку" никакая информация о поездках не записывается. И да, не знаю как в других городах, а в Химках оплату за проезд взимают либо водитель, либо кондуктор. Соответственно, оным персонажам выдаются мобильные терминалы. И особенно забавно наблюдать, как подходит к тебе такая нехуденькая хозяюшка, вся обвешанная этими самыми терминалами, яки казак патронташами: один для считывания социальных карт "старого" образца, один ККМ для выбивания фискальных чеков, один терминал для считывания "стрелок". Гыгыгыгы. Та ещё картина маслом, я вам скажу.

Но самая песня заключается в том, что для фиксации факта поездки по "Стрелке" терминал в руках кондуктора обязан в режиме реального времени соединиться с сервером, послать ему ID карты, получить в ответ "одобрямс" либо "не-одобрямс", после чего распечатать чек. И тут мы имеем сразу чытыре возможных точки отказа: мобильный терминал (ага, аккумуляторы-то там чай не бездонные), сервер (вычислительные мощности, базы данных), линии связи датацентра (где размещены сервера) и мобильная связь. Да-да, пресловутый мобильный интернет от "Билайна" и "Мегафона". И если хотя бы одно из четырёх звеньев цепи не отработает штатным образом, то несчастного пассажира благополучно выставят из автобуса вместе с его "Стрелкой" либо социальной картой. Либо заставят платить 40 рублей наличными за проезд.

А теперь скажите, когда у вас в последний раз в транспорте (это важно) стабильно и с приемлемой скоростью работал мобильный интернет. И мне вот сразу вспоминается, как 20 декабря 2010 года Путин ездил в Зеленоград. И по странному стечению обстоятельств, именно в этот день не работала мобильная связь ни у одного оператора по всему ленинградскому направлению от МКАДа до Зеленограда. Сами ОПСОСы объяснили это обрывом магистрального оптоволоконного кабеля. Верить им или нет, - вопрос десятый. Но это что ж получается, визит Путина отныне способен на целый день парализовать работу общественного транспорта сразу в нескольких крупных городах Подмосковья? Ведь без работающего мобильного интернета никто не сможет оплатить свой проезд.

Но и это ещё не всё. Кондукторы - люди от высоких технологий весьма далёкие. Они берут из рук пассажира транспортную карту, прикладывают её к терминалу. По причине огромной латентности любых онлайн-транзакций ответ от сервера приходит, мягко говоря, не моментально. В результате кондуктор наивно думает, что карта "не читается". И дважды наивно полагает, что если её посильнее прижать к терминалу, то она "прочтётся лучше". Кое-кому эти самые "Стрелки" уже ломали. Чисто механически, ага. Руками. Особенно учитывая не особо высокое качество пластика, из которого они изготовлены. А потом ходи-доказывай, что ты сломал её не сам, выбивай из оператора остаток средств и покупай за 80 рублей новую "болванку".

И я уже прямо-таки вангую скорое возникновение проблем на серверной части. Примерно такого же характера, как и в случае с национальной платёжной системой. Потому что к гадалке не ходи, деньги распилили, а саму систему наверняка построили из говна и палок. В тестовом режиме она может и работала худо-бедно. А сейчас вот после повышения цен на разовую поездку народ как подтянется, как поднасядет... Ух, чо будет!

Впрочем, оно уже и сейчас радует своими перлами. Вот, вы, например, видели в Химках трамвай? И я не видел. А он где-то есть!

В-общем, у меня из головы просто не выходит старый афоризм. "Наша страна наиболее подвержена СПИДу, потому что у нас всё делается через задницу".

Tags: жизнь, рашка, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments